Цели:
- Совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования;
- Повышение качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- Повышение качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
- Повышение качества реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО;
- Совершенствование качества взаимодействию с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- Обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- Повышение качества управления в ДОО.
Показатели:
- Качество образовательных программ дошкольного образования.
- Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого - педагогические условия).
- Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье).
- Обеспечение здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу.
Методы сбора и обработки информации
МПМКДО предусматривает сбор информации на каждом уровне системы дошкольного образования: муниципальном и ДОО. Методы сборы информации определяются особенностями каждого из уровней.
В ДОО могут быть использованы:
- структурированное наблюдение за реализацией образовательной деятельности в группе ДОО с использованием оценочных шкал;
- экспертная оценка образовательных условий ДОО;
- анкетирование родителей (законных представителей)
воспитанников ДОО;
- самоанализ продуктов управленческой и педагогической деятельности (управленческих документов, образовательных и рабочих программ).
- Описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в ВСОКО, разработанной и реализуемой ДОО.
На муниципальном уровне могут быть использованы:
- изучение открытых источников информации о деятельности ДОО (интернет-сайты ДОО);
- изучение информации о ДОО, полученной по запросу муниципалитета.
Мониторинг качества дошкольного образования направлен на получение информации по качеству организации и реализации дошкольного образования по показателям:
- доля ДОО, в которых разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования;
- доля ДОО, в которых созданы условия для обучающихся с ОВЗ;
- доля ДОО, в которых содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- доля ДОО с низким/высоким уровнем качества образовательной среды;
- доля ДОО, в которых созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми (состояние здоровья воспитанников; в ДОО созданы санитарно-гигиенические условия; в ДОО проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья; в ДОО организован процесс питания в соответствии с установленными требованиями; в ДОО организовано медицинское обслуживание; обеспечена безопасность внутреннего помещения ДОО (группового и внегруппового); обеспечена безопасность территории ДОО для прогулок на свежем воздухе; проводится контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями);
- доля руководителей ДОО, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки, от общего числа руководителей всех ДОО в муниципалитете;
- доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: обеспеченность ДОО педагогическими кадрами (%); доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию; доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года; доля педагогических работников с высшим образованием; рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов);
- доля ДОО, в которых развивающая предметно-пространственная среда (предметно-пространственная среда группового помещения) соответствуют требованиям ФГОС ДО: в помещении (группе) достаточно места для детей, взрослых, размещения оборудования; достаточно мебели для повседневного ухода, игр, учения; в группе есть мягкая мебель (уютный уголок); в группе оборудовано как минимум 2 различных центра интересов, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт; в группе предусмотрено место для уединения; наличие в группе связанного с детьми оформления пространства; в группе оборудовано пространство для развития крупной моторики; в группе оборудовано пространство для развития мелкой моторики; предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы, соответствует возрастным потребностям воспитанников; предметно-пространственная среда ДОО, доступная воспитанникам группы вне группового помещения (наличие спортивного зала, музыкального зала, бассейна, специализированных кабинетов (логопеда, дефектолога и пр.);
- доля ДОО, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и др.
Комплекс мер, направленный на совершенствование мониторинга качества дошкольного образования:
- актуализация и приведение образовательных программ в соответствие с действующей нормативно-правовой базой Российской Федерации в сфере дошкольного образования;
- внесение в образовательные программы содержания, связанного с развитием профессиональных компетентностей будущих педагогов, необходимых для обеспечения, установленного требованиями ФГОС ДО качества дошкольного образования;
- совершенствование управления образовательной деятельностью;
- совершенствование качества образовательной деятельности в ДОО;
- совершенствование профессиональной квалификации педагогов ДОО;
- определение возможностей и рисков образования в ДОО, информированное участие родителей (законных представителей) в образовании своего ребенка.
Управленческие решения, направленные на совершенствование системы мониторинга качества дошкольного образования:
- корректировка в образовательных организациях основных общеобразовательных программ дошкольного образования, адаптированных образовательных программ, дополнительных общеразвивающих программ на основе анализа качества образовательных ориентиров ДОО и ее педагогами современных образовательных задач в области дошкольного образования;
- внесение изменений в локальные акты регламентации образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, планирования образовательной деятельности и выстраивания ее содержания;
- совершенствование образовательных условий ДОО посредством проектной деятельности, включая качество организации пространства и его оснащения (предметно-пространственной среды во внутреннем помещении и на внешней территории);
- совершенствование процессов и условий по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО (здоровье, безопасность и повседневный уход);
- разработка программ поддержки профессионального роста педагогов ДОО;
- совершенствование качества муниципальной политики в области дошкольного образования, созданных условий для реализации образовательной деятельности ДОО на уровне органов муниципального самоуправления, качества управления муниципальными ДОО и развития системы дошкольного образования муниципалитета.
Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер направлен на оценку и последующий анализ эффективности принятого комплекса мер и управленческих решений, направленных на совершенствование системы мониторинга качества дошкольного образования.
Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом. Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы мониторинга качества дошкольного образования, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы мониторинга качества дошкольного образования.
Приказ от 05.05.2021 №183/1 "Об организации и проведении мониторинга оценки качества дошкольного образования в Степновском муниципальном округе" (Приложение)
Повышение качества управления в ДОО
2022 - 2023 учебный год
2023 - 2024 учебный год
2024 - 2025 учебный год