Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся заключается в создании многопрофильной, многоуровневой, системы содействия профессиональному самоопределению молодежи, соответствующей современным потребностям Степновского муниципального округа в кадрах, учитывающей преемственность общего (дошкольного, начального, основного, среднего), среднего профессионального и высшего образования. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся включает в себя определение качества и проведение оценки самоопределения и профессиональной ориентации, обучающихся с учетом организации взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в едином образовательном пространстве, укрепления социального партнерства между работодателями и образовательными организациями, потребностей региона в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям. Формирующаяся система будет способствовать самоопределению и профессиональной ориентации учащихся Степновского муницпального округа с учетом кадровой потребности региона.
Процедуры системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:
- государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов;
- государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов;
-чемпионатное движение профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)» (в частности, направление «Юниоры»);
- результаты проектной деятельности;
- результаты профессиональных проб для учащихся;
- мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению обучающихся муниципального и межмуниципального уровня;
- Проект «Билет в будущее»;
- диагностики самоопределения, профотбора и профориентации.
Цели системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;
- проведение ранней профориентации обучающихся; - проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
- формирование у обучающихся потребности к приобретению и выбору будущей профессии;
- проведение диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
- осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
- обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности;
- содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, в том числе в рамках заключения договоров о целевом обучении;
- удовлетворение потребности в кадрах на основе анализа рынка труда Степновского муниципального округа;
- обеспечение участия обучающихся округа в муниципальных, региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, направленных на профессиональное самоопределение.
Представленные цели позволяют в совокупности организовать работу по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся округа с учетом организации взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в едином образовательном пространстве, укрепления социального партнерства между работодателями и образовательными организациями, потребностей муниципального района и региона в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям.
Показатели и методы сбора информации, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, позволяют определить содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария проведения мониторинга, методы сбора информации о состоянии каждого показателя.
Показатели, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:
- процентная доля обучающихся, принявших участие в психолого-педагогической диагностике склонностей, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
- процентная доля обучающихся, охваченных различными профориентационными мероприятиями;
- процентная доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее»;
- процентная доля обучающихся, принимающих участие в муниципальных и региональных проектах профориентационной направленности;
- процентная доля обучающихся 11 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения;
- процентная доля выпускников 9 класса, поступивших в профессиональные образовательные организации по профилю обучения, проходившим государственную итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности (профессии), выбранной для продолжения образования, от общего числа выпускников 9 класса;
- процентная доля обучающихся дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений (начальное общее образование), охваченных различными мероприятиями профориентационной направленности;
- процентная доля обучающихся с ОВЗ, охваченных различными мероприятиями профориентационной направленности (конкурсами, профессиональными пробами, мастер-классами);
- процентная доля обучающихся, выбравших для продолжения обучения специальности, востребованные на территории Степновского округа;
- количество заключенных договоров, соглашений между образовательными организациями и предприятиями, общественными организациями по реализации комплекса мероприятий профориентационной направленности;
- процентная доля обучающихся, участвующих в различных конкурсах профориентационной направленности.
Методы сбора информации, используемые в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, определяют порядок получения показателей системы работы по самоопределению профессиональной ориентации обучающихся Степновского муниципального округа.
В системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ (контент-анализ).
Источники, используемые для сбора информации в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:
- федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
- региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- региональная информационная система выявления потребностей рынка труда;
- данные об участии в региональном и национальном чемпионатах WorldSkillsRussia, (направление «Юниоры») и профориентационных проектах;
- данные диагностических процедур.
Мониторинг состояния системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся направлен на получение информации по следующим показателям:
- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, излучавшиеся на углубленном уровне;
- учет обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения;
- проведение ранней профориентации обучающихся;
- проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
- осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;
- учет обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности.
Анализ результатов мониторинга показателей предназначен для осуществления разработки адресных рекомендаций субъектам образовательного процесса для организации работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных учреждений Степновского муниципального округа.
Анализ результатов мониторинга показателей обеспечивает:
- анализ результатов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках мероприятий и конкурсов муниципального и регионального уровней, проводимых с учетом выявления наиболее востребованных отраслей экономики на территории округа;
- анализ работы психолого-педагогических служб в образовательных организациях;
- анализ результатов участия в чемпионатах профмастерства различного уровня;
- анализ результатов по взаимодействию с учреждениями/предприятиями/общественными организациями Ставропольского края;
- анализ результатов проведения профориентации обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ (количество обучающихся, принимающих участие в мероприятиях,);
- анализ предпочтений обучающихся в области предметных знаний (анализ количества обучающихся, изучающих предметы на углубленном уровне/по профилю).
Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:
- обучающимся;
- родителям (законным представителям) обучающихся;
- образовательным организациям.
Разработка и принятие комплекса мер и управленческих решений направлены на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:
- принятие мер по формированию готовности к саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся округа;
- проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
- проведение мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам профессиональной ориентации обучающихся;
-проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями/предприятиями/общественными организациями Ставропольского края, образовательными организациями, центрами профориентационной работы, практической подготовки;
- проведение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- реализация комплекса мер, направленных на популяризацию конкурсного движения профмастерства (в том числе среди лиц с ОВЗ);
- проведение профориентационных мероприятий с учетом межведомственного взаимодействия;
- проведение иных профориентационных мероприятий.
Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:
- совершенствование нормативно-правовых актов в части реализации работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- стимулирование и поощрение участников конкурсов по профессиональному мастерству;
- реализация муниципальной опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности образовательных учреждений по тематике, связанной с работой по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер направлен на оценку и последующее совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся округа.
- Паспорт регионального проекта Успех каждого ребенка
- Профориентационная работа в Степновском округе
- Анализ работы за 2020-21у.год
- Концепция
- План мероприятий по реализации Концепции развития профориентации работе МОСК
- Региональный проект Цифровая образовательная среда
- Охват детей мероприятиями ,направленными на раннюю профориентацию
- Информация о количестве детей поступивших в ТОП 100 вузов России
- Приказ отдела образования о профориентационной работе
- План мероприятий
Проект "Билет в будущее"
Цели и задачи Проекта
- Целью Проекта является:
- развитие навыка осознанного выбора направления своего развития учащихся Степновского муниципального района Ставропольского края 6 – 11-х классов общеобразовательных учреждений и предоставление им рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации Проекта.
- 2. Задачами Проекта являются:
- Предоставление участникам Проекта, а также их родителям (законным представителям) инструмента позволяющего развить навык самостоятельного и осознанного выбора;
- Обеспечение доступа к профориентационной онлайн-диагностике, а также практическим мероприятиям Проекта в целях формирования рекомендаций и последующего накопления цифрового портфолио;
- Обеспечение участников Проекта информационными материалами, направленными на знакомство с миром профессий;
- Повышение активности и ответственности родителей (законных представителей) в целях содействия участникам Проекта в формировании навыка осознанного выбора.
- Принципы реализации Проекта
Реализация Проекта базируется на следующих принципах:
- открытость;
- учет экономических особенностей субъектов Российской Федерации и развитие цифровой экономики;
- деятельностный подход.