Управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края

357930, Ставропольский край, Степновский округ, село Степное, площадь Ленина, 17

e-mail: stepobrazov@yandex.ru, тел./факс: +7 (86563) 31-2-65


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Календарь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Чат бот

Другое дело

Анализ

работы отдела образования администрации Степновского муниципального    района исполняющего функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних  за  2012  год

                                                                                                   

Решение проблем жизнеобеспечения, воспитания, образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их социальной адаптации — одно из приоритетных направлений деятельности отдела образования администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (далее-отдел образования) исполняющего функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в 2012 году. Отдел образования, выполняя законы и нормативные акты, связанные с гарантированной защитой прав детей, проводит определенную работу по оказанию социальной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа данной категории. Главными задачами отдела образования в 2012 учебном году в деле обеспечения социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, являлись:

-своевременное выявление и учет детей этой категории;

-обеспечение оптимальной формы устройства выявленных детей и осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

            Специалисты отдела образования в вопросах выявления и устройства детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают в тесном контакте с отделением по делам несовершеннолетних отдела МВД России по Степновскому району, МБУЗ «Степновская центральная районная больница», Управлением труда и социальной защиты населения Степновского района, ГКУСО «Степновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», администрациями сельских поселений, руководителями образовательных учреждений и населением района.

В районе развиваются все формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01 января 2013 года в районе:

4 приемные семьи (12 детей);

58 опекунских семей (78 детей) (без учета добровольной опеки);

30 семей усыновителей (32 ребенка).

Общее число детей-сирот на территории муниципального района 147 (25 детей – ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 5» с. Богдановка).

         Общее число детского населения в районе на 01.01.2013г. – 6331.

         Доля детей-сирот от общего число детского населения в районе составляет- 0,02.

 

         За последний год наблюдается некоторый спад числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако отмечен рост общего количества детей сирот в районе.

Результаты указаны в таблицах:

                                                                                                            Таблица 1

Год

Общее число детей-сирот в районе

Число детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей устроенных в замещающие семьи (не из числа выявленных за год)

Доля устроенных детей в замещающие семья от общего числа детей-сирот

2010

140

20

               0,14

2011

143

18

0,13

 2012

147

10

0,07

                                                                                                               Таблица 2

Год

Число выявленных детей-сирот и детей,

оставшихся без

попечения родителей

Число детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей устроенных в замещающие семьи (из числа выявленных)

% устроенных в замещающие семьи от числа выявленных

Из них детей,

оставшихся  без попечения родителей

(социальные сироты)

% «социальных сирот» от общего числа выявленных

2010

33

20

60,6

24

            72,7 %

2011

20

18

90

15

75 %

 2012

16

4

25

13

81,2 %

Анализ таблицы № 2 отмечает рост социального сиротства в районе, что указывает на недостаточную работу  по его предупреждению. На сегодняшний день в районе так и не разработан механизм профилактики социального сиротства. В районе по данному вопросу имеет место ведомственная разобщенность. На качество работы также влияет отсутствие в образовательных учреждениях педагогов-психологов, социальных педагогов. Исходя из вышеизложенного, одним из главных (приоритетных) направлений в деятельности отдела образования на ближайшие годы должна продолжаться профилактика семейного неблагополучия и работа с «кровной семьёй».

Рост социальных сирот является, как правило, следствием лишения "горе - родителей" права воспитывать своих детей. Сегодня для специалистов отдела образования лишение родительских прав - это крайняя мера, когда исчерпаны все возможности сохранения биологической семьи. Так в  2012 году  уменьшилось количество родителей, лишенных родительских прав.

год

Число родителей,

лишенных родительских

прав

Число детей, родители

которых лишены

родительских прав

2010

6

13

2011

10

16

 2012

3

6

 Также в последнее время отдел образования перешёл от практики лишения в родительских правах к практике ограничения в родительских правах, что предоставляет еще один шанс родителям встать на путь исправления. В 2012 году ограничена в родительских правах одна мать в отношении 8 несовершеннолетних.

Благодаря  работе отдела образования с кровными родителями,  наметилась положительная тенденция по восстановлению родителей в родительских правах.

год

Число родителей, восстановившихся  в родительских правах

Число детей, возвращенных родителям после восстановления родителей в родительских правах

2010

2

5

2011

-

-

2012

1

1

Семейная форма устройства выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по-прежнему одна из главных направлений в работе отдела образования. Специалистами ведется активная пропаганда семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через публикации статей в газете «Степновские вести», на сайте отдела образования. Так, за период 2012 года на страницах районной газеты «Степновские вести» опубликовано  4 статьи:

- «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье»;

- «Чужих детей в свою семью – на время, в гости»;

- «С 1 сентября в России опекуны и усыновители должны проходить спецподготовку»;

-  «Временная опека позволяет защищать права ребенка».

 Регулярно, с вопросами  о формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью и об изменениях законодательства в сфере охраны прав  детей,  специалисты отдела образования  выступают на учебе аппарата  администрации Степновского  муниципального района.

Аналогичная работа осуществляется и в общеобразовательных учреждениях района. Школьными инспекторами по охране прав детей проводится пропаганда семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через выступления перед родительской общественностью на классных и общешкольных родительских собраниях.

Результатом проводимой работы за 2010, 2011 годы стало увеличение количества граждан желающих быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. Однако в 2012 году эта цифра стала ниже, в связи с требованиями обязательного прохождения кандидатами в опекуны (попечители) школы приемных родителей, которой нет на территории района.

Данные о выдаче заключений о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем приведены в таблице:

год

Число  выданных заключений о возможности гражданина быть

усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем

2010

12

5

2011

19

-

             2012

8

1

Отделом образования регулярно публикуются фотоматериалы о детях находящихся в учреждениях государственной поддержки, в рубрике «Найди меня, мама!». Так за 2012 год из ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 5» с.Богдановка и ГКУСО «Степновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»   ребенка переданы в замещающие семьи.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 28 апреля2008 г.      № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в текущем году специалистами отдела образования активно велась работа по защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из 100 детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, 39 детей имеют право на получение пенсий по случаю потери кормильца или инвалидности, 12 детей получают алименты от родителей, лишенных родительских прав. Для  обеспечения сохранности имущества несовершеннолетних, все причитающиеся по закону выплаты переводятся на лицевые (банковские) счета детей данной категории.

Также активно ведется работа по защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних, не относящихся к вышеуказанной категории детей (осуществляется контроль за соблюдением законодательства при совершении сделок по отчуждению жилья, принадлежащего несовершеннолетним).

Данные о выдаче разрешений на совершение сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним приведены в таблице:

год

Выдано разрешений на совершение

сделок с жилыми помещениями,

принадлежащими несовершеннолетним

2010

11

2011

8

 2012

20

            Два раза в год специалисты отдела образования совместно с инспекторами по охране прав детства по месту жительства подопечного проводят контрольные обследования условий жизни детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье. При проведении проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного. По результатам обследований составлены акты проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, которые хранятся в отделе образования, в личных делах подопечных. Дважды в год (по полугодиям) запрашиваются итоги успеваемости подопечных, характеристики на подопечных, в которых также дается оценка выполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей, запрашиваемые документы и результаты анкетированного опроса  хранятся в личных делах подопечных.  Специалистами отдела образования проводится постоянная консультативная  работа для опекунов (попечителей), в том числе проводятся ежеквартальные семинары для школьных инспекторов по охране прав детства, приемных родителей. Однако, несмотря на проводимую работу, имеют место факты возврата детей, взятых на воспитание в семью. И если за 2010-2011  годы – возврат одного ребенка, то за  2012 год из опекунской семьи в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращено 2 ребенка. Вышеуказанный факт еще раз подтверждает необходимость открытия в районе школы приемного родителя, направленной на  подготовку кандидатов в замещающие родители, методически грамотного сопровождения замещающих семей.

         Отделом образования осуществляется работа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период с 2005 по 2011 гг. приобретено 29 жилых помещений для лиц указанной категории. За 2012 год приобретено 7 жилых помещений, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также, за отчетный период, продолжена работа по устройству несовершеннолетних, которые оставлены их родителями на попечение бабушек – дедушек и других родственников в связи с тем, что по уважительным причинам они временно не могут исполнять свои родительские обязанности (в соответствии со ст.13 Федерального Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). По состоянию на 01.01.2013 года на учете отдела образования состоит 7 несовершеннолетних, в отношении которых оформлена опека (попечительство) по заявлению их родителей. Из которых в отношении 2 несовершеннолетних  назначены опекуны (попечители)  за период  2012 года. 

Активно развивается форма временной передачи ребенка (детей) в семьи граждан РФ (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 мая2009 г. № 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»), что подтверждается данными таблицы:

год

Число  выданных заключений о возможности временной передачи ребенка (детей) в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ

2010

3

2011

5

 2012

6

Специалистами отдела образования, выполняющими функции по опеке и попечительству, в полном объеме реализуется  п. 8 ст. 1 Закона Ставропольского края от  28 февраля2008 г. № 10-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в СК отдельными государственными полномочиями СК по организации и осуществлению деятельности по опеке  и попечительству» в части осуществления контроля за условиями содержания, воспитания и образования  детей в государственном казенном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Детский дом (смешанный) № 5» с. Богдановка». В 2012 году проведено 2 проверки по следующим вопросам:  «Об организации работы с воспитанниками по профилактике правонарушений» (февраль, 2012г.), «О работе ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 5» с. Богдановка по сохранению связей воспитанников с родственниками и дальнейшему их жизнеустройству в замещающие семьи» (июнь, 2012г.).

В отчетный период проведены проверки по вопросам соблюдения прав несовершеннолетних МКОУ СОШ № 7 (в рамках комплексной проверки), МКОУ СОШ № 2,  МКОУ СОШ № 5, МКОУ ООШ № 9  и МКОУ НОШ       № 1(на совет руководителей ОУ района).

Особое внимание уделяется организации летнего отдыха и оздоровления детей - сирот и детей, оставшихся  без  попечения родителей. В период летней оздоровительной кампании 2012 года отдыхом было охвачено 104 ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, из них:

- 23 воспитанника «Детский дом (смешанный) № 5» с. Богдановка отдыхали в оздоровительном лагере «Светлячок»  Левокумского района и на турбазе г. Дивноморска  Краснодарского края;

- 2 воспитанника приемных семей отдыхали в загородных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием;

- 4 опекаемых ребенка отдыхали в санаторных, оздоровительных лагерях круглогодичного действия;

- 75 детей, находящихся под опекой, посещали оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, созданные на базе общеобразовательных школ и на базе учреждения дополнительного образования.

Также в летний период 2012 года было трудоустроено 29 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 9 воспитанников «Детский дом (смешанный) № 5» с. Богдановка, 2 воспитанника приемных семей и 18 детей, находящихся под попечительством.

Специалистам отдела образования, выполняющим функции по опеке и       попечительству в 2013 году

1. продолжить работу по:

- адекватному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи;

- проведению мероприятий повышающих авторитет семьи и ценности семейного воспитания;

- пропаганде семейных форм устройства  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- формированию мотивации  на восстановление в родительских правах у родителей, лишённых родительских прав;

- освоению денежных средств, выделяемых из средств федерального и краевого бюджетов для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;

- осуществлению контроля за положением детей в замещающих семьях;

- организации методической работы по вопросам охраны и защиты прав несовершеннолетних.

2. на более качественном уровне обеспечить:

1. Защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих в кровных и замещающих семьях.

2. Работу по профилактике семейного неблагополучия и  работу с «кровной семьёй».

3. Межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики в работе по выявлению и сопровождению семей социально опасной категории, а также детей, нуждающихся в защите их законных прав и интересов.

3. Содействовать открытию в районе школы для замещающих родителей или организовать межрайонное взаимодействие по вопросу обучения кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители.

Полезные ссылки

степное banner bf2830659b4bae8dcd2ebc721fe0239c banner 057cb11db19a26cce9cd69a019731189 Госуслуги Ставропольский край banner dad7b4e253df4334ce3df7a7af1f18b8 banner e5551b2f6b7780a785ff56f93b6f3bdb banner cc23f521e1c64acf3b8ec26217bda92e banner 57e9fbfd83662442716ba56b829e9816 banner ecec2bc0c0bf952cf63d8b5e61dba408 banner 21ce2a47b3ec70cd4b05c53e84104dce banner 57d8ae069c83395771b8e314a4310d75 banner dad7b43e253df4334ce3df7a7af1f18b8 1 111 пропситин  степное