Проект модернизации региональных систем образования - средство достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Отдел образования администрации Степновского муниципального района Ставропольского края
31 августа 2012 года
Уважаемые коллеги и гости!
Образование - та отрасль, в которой в последние годы активно идут модернизационные процессы. Понятие «модернизация» стало неким символом времени.
Проект модернизации региональных систем общего образования, предложенный В.В.Путиным в 2011 году, является логическим продолжением государственной стратегии по обновлению российской системы образования. Практически- это средство достижения ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», продолжение приоритетного национального проекта «Образование».
Рассчитанный на три года (с 2011 по 2013 годы) проект модернизации региональных систем общего образования призван обеспечить выполнение следующих задач:
- повышение качества общего образования;
- повышение заработной платы всех категорий работников общеобразовательных учреждений;
- создание условий, обеспечивающих единство образовательного пространства в стране.
На реализацию проекта в течение двух последних лет предоставляются субсидии всем субъектам Российской Федерации. В масштабах нашего региона их финансирование осуществляется в соответствии с соглашениями, заключенными МО СК с администрациями районов и городов края.
В 2011 году на реализацию комплекса мер по модернизации общего образования муниципальному району была выделена субсидия из федерального бюджета в размере 10,055 млн.руб.
Освоение выделенных финансовых средств обеспечивалось по следующим 8 направлениям:
1. Учебно-лабораторное оборудование для 25 кабинетов на общую сумму 5,0 млн.руб. Поставлено во все 11 общеобразовательных школ, в том числе для 22-х кабинетов начальных классов.
2. Оборудование для медиатек всех школьных библиотек и их подключение к сети Интернет. Общие расходы составили 558,86 тыс.руб.
3. Автоматизированные рабочие места для учителей 1-х классов. В соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов приобретено 18 комплектов (для каждого класса) на общую сумму 1,773 млн.руб.
4. Оргтехника для 11 школ района на сумму 453,69 тыс.руб.
5. Оборудование для Центра дистанционного образования, увеличения пропускной способности и оплаты Интернет-трафика. Все оборудование установлено на базе МКОУ СОШ № 10 с.Зеленая Роща. Приобретено также программное обеспечение и электронные образовательные ресурсы. Общие совокупные расходы составили 465,01 тыс.руб. В наступающем учебном году предстоит использовать возможности нового Центра для нужд всех общеобразовательных школ.
6. Автотранспортное средство для перевозки обучающихся- 1,33 млн.руб. Закуплен школьный автобус для подвоза учащихся МКОУ СОШ № 2.
7. Оборудование для медицинских кабинетов общеобразовательных школ на сумму 252,76 тыс.руб.
8. Повышение квалификации и переподготовка учителей общеобразовательных школ. Средства в сумме 200,05 тыс.руб. позволили обучить 18 учителей 1-х классов всех школ района работе в условиях перехода на новый ФГОС.
Софинансирование из бюджета муниципального района на модернизацию системы образования в 2011 году составило 251,38 тыс.руб. На них было закуплено для всех общеобразовательных школ спортивное оборудование.
Таким образом, анализ освоения средств субсидии позволяет сделать заключение, что главным направлением модернизации в 2011 году стало совершенствование материальной базы учреждений общего образования.
В 2012 году перечень направлений использования выделенных средств несколько расширился. Федеральным бюджетом предусмотрена субсидия на поставку оборудования для пищеблоков школьных столовых и оборудования для спортивных залов. На эти цели району профинансировано 5,174 млн.руб. и 3,296 млн.руб. Средства софинансирования из муниципального бюджета в сумме 470,60 тыс.руб. предусмотрены для ремонтных работ на пищеблоках (297,1 тыс.руб.) и приобретения спортивного инвентаря (173,5 тыс.руб.).
Министерством образования Ставропольского края также будет продолжено приобретение для нужд района следующего оборудования:
- двух автотранспортных средств для подвоза учащихся СОШ № 7 и ООШ № 9;
- 18 единиц компьютерной техники;
- учебно-лабораторного оборудования для 24 кабинетов 11 общеобразовательных школ.
На организацию курсовой переподготовки 54-х педагогических кадров в 2012 году муниципальному району выделено 470,92 тыс.руб. Данная сумма израсходована следующим образом:
- обучено 18 учителей начальных классов, которым с 1 сентября 2012 года предстоит работать с первоклассниками;
- в дистанционной форме повысили свою квалификацию 33 педагогических и административных работника общеобразовательных школ по 8 различным направлениям;
- 3 человека пройдут курсовую переподготовку в сентябре 2012 года.
Процесс модернизации региональных систем образования, как мы убедились, будет способствовать и в дальнейшем созданию современных условий обучения, изменению школьной инфраструктуры. А это, как раз, и есть те механизмы, которые обеспечивают повышение качества и доступности образовательных услуг.
Одним из показателей эффективности реализации субсидий в рамках проекта модернизации является повышение уровня заработной платы учителей общеобразовательных школ, доведение ее до средней заработной платы по экономике региона.
В общеобразовательных школах района в 2011 году сложилась следующая динамика увеличения средней заработной платы учителей:
Год, месяц сумма |
январь 2011г. |
июнь 2011 г. |
октябрь |
декабрь |
Учителя |
9975 руб |
10623 руб. |
14920 руб. |
16192 руб. |
(Для сравнения: в среднем по краю в октябре 2011 г. - 14028 руб, в декабре 2011 г. - 15423 руб.)
Общий анализ действующей системы оплаты труда в образовательных учреждениях показал следующее:
Учреждения образования |
Зарплата руководителя на 01.01.2011г. (руб.) |
Зарплата руководителя на 01.01.2012г. (руб.) |
% роста заработной платы руководителя |
Общеобразовательные школы |
18969 |
25245 |
33,1% |
Дошкольные учреждения |
17489 |
20690 |
18,3% |
Учреждения дополнительного образования |
17643 |
18917 |
7,2% |
Учреждения образования |
Зарплата основного работника на 01.01.2011г. (руб.) |
Зарплата основного работника на 01.01.2012г. (руб.) |
% роста заработной платы основного работника |
Общеобразовательные школы |
10679 |
14920 |
39,7% |
Дошкольные учреждения |
7621 |
9580 |
25,7% |
Учреждения дополнительного образования |
7516 |
8273 |
10,1% |
Средние показатели по Ставропольскому краю на 01 января 2012 года выглядят следующим образом:
Учреждения |
Зарплата руководителя (руб) |
Зарплата основного работника (руб.) |
Отклонения в з/плате в сравнении со средне-районным (руб.) |
||
руководителя |
основного работника |
||||
Общеобразовательные школы |
21621 |
10297 |
-3624 |
-4623 |
|
Дошкольные учреждения |
16562 |
7762 |
-4128 |
-1818 |
|
Учреждения дополнительного образования |
18001 |
7121 |
-916 |
-1152 |
Таким образом, на начало 2012 года средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений района всех видов превышает среднекраевые показатели. Вместе с тем повышение заработной платы в рамках проекта модернизации не коснулось воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. Лишь на стимулирующие выплаты воспитателям дошкольных учреждений в 2012 году направлено дополнительно 788 тыс.руб. (в 2011 году- 953 тыс.руб.).
Острота данной проблемы будет снята в ближайшие два года, когда начнется поэтапное доведение заработной платы педагогов дополнительного образования и воспитателей детских садов до уровня зарплаты учителей.
Повышение заработной платы педработников в общеобразовательных школах в 2011-2012 годах сопровождалось некоторой социальной напряженностью. Это было вызвано тем, что при повышении заработной платы слабо увеличивалась доля ее постоянной части. Основное увеличение обеспечивалось за счет стимулирующей части заработной платы. По мнению многих учителей допускалась определенная субъективность при оценке качества их работы на основе оценочных листов. Отдельных педагогов не устраивали критерии оценки их труда. Поэтому назрела необходимость разработать методические рекомендации по проведению мониторинга качества общего образования на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая образовательными учреждениями. Нужно также обеспечить поэтапное увеличение доли постоянной части заработной платы. А ее размер устанавливать в зависимости от уровня квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ.
В рамках модернизационных процессов в течение года сделаны системные шаги по реализации ФЗ № 83 от 08.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». С 01 января 2012 года все 22 образовательные учреждения района функционируют в статусе казенных. Повышается их ответственность в сфере административно-хозяйственных и социальных вопросов. Руководителям образовательных учреждений предстоит обеспечить мероприятия по развитию форм государственно-общественного управления школами и дошкольными учреждениями.
Говоря о модернизации, необходимо отметить, что 2011 год ознаменован введением новых федеральных государственных образовательных стандартов начального образования для всех учащихся 1-х классов. Проделана значительная подготовительная работа по обучению кадров и обеспечению материально-технических условий. Общие расходы по муниципальному району составили 3,932 млн.руб, в том числе 798,0 тыс.руб. из бюджета района. Выделенные средства использованы на следующие цели:
- 1,773 млн.руб.- на приобретение 18 автоматизированных рабочих мест для учителей 1-х классов;
- 96,97 тыс.руб.- на приобретение учебников для учащихся 1-х классов;
- 200,05 тыс.руб.- на повышение квалификации учителей 1-х классов;
- 798,0 тыс.руб. –на оборудование помещений для занятий с первоклассниками во второй половине дня;
- 1,064 млн.руб.- на оплату труда педработников за организацию внеурочной деятельности с учащимися 1-х классов.
Итоги 2011-2012 учебного года показали, что с поставленными задачами по переходу на новые ФГОС общеобразовательные школы района успешно справились. Главный недостаток при организации внеурочной деятельности- неиспользование возможностей системы дополнительного образования. Эта позиция становится очень актуальной в новом учебном году, так как теперь организация внеурочной деятельности будет осуществляться за рамками учебного плана.
Прошу руководителей общеобразовательных школ учесть эти изменения и задействовать возможности учреждений дополнительного образования для выполнения всех требований ФГОС.
В целях модернизации системы дошкольного образования в минувшем учебном году во всех детских садах района разработаны программы введения федеральных государственных требований (ФГТ) к основной общеобразовательной программе. Проведен анализ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. Подобрано программно-методическое обеспечение для реализации образовательных областей. Осуществлена работа по созданию образовательной программы каждого ДОУ с учетом ФГТ.
Таким образом, проведен начальный этап перехода к реализации содержания образования, соответствующего ФГТ к структуре программы дошкольного образования. В новом учебном году следует обеспечить качественную реализацию созданных образовательных программ, отработать мониторинг, позволяющий определять уровень развития личности дошкольников.
Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод: проект модернизации региональных систем образования содействует обновлению учебного и технологического оборудования, увеличению заработной платы учителей, повышению их квалификации. Идеи проекта направлены на создание условий для качественной работы и профессионального роста учителей.
И это не случайно. Ведь единственный фактор, реально определяющий успешность процесса обучения, -это квалификация педагога. Повысить свою квалификацию любой педработник может не только с помощью курсовой переподготовки или аттестации на соответствие занимаемой должности, а в первую очередь путем самообразования.
Современные сетевые сообщества предлагают учителям новые формы самообразования:
- общение с коллегами в режиме онлайн,
- возможность быстро получить квалифицированный ответ на свой вопрос,
- участвовать во всероссийских творческих конкурсах,
- создавать свою библиотеку ЦОРов,
- использовать лучшие разработки учителей страны,
- творчески работать в совместных дистанционных проектах.
Следует заметить, что около 30% наших учителей успешно используют современные формы самообразовательной работы. Если мы добьемся их повсеместного применения, то сумеем решить основную проблему в образовательной деятельности- повысить качество обучения школьников, создать среду, способствующую развитию детей и их адаптации к самостоятельной жизни.
Считаю, что поставленные задачи вполне разрешимы и будут успешно реализовываться в наступающем учебном году.
Спасибо за внимание.