Технология психологического сопровождения старшеклассников
Необходимость и важность психологической подготовки старшеклассников к ГИА обусловлена рядом причин:
- особенности самого ГИА, требующие от выпускника, кроме предметных знаний, еще и личностной, психологической готовности к его выполнению;
- необходимость сохранения физического и психологического здоровья выпускников;
- нереалистичность установок, необъективность представлений о ГИА у учащихся, педагогов и родителей.
Психологическая готовность выпускника – сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ГИА.
Структурные компоненты готовности выпускника к сдаче ГИА:
(М.Ю. Чибисова)
- Познавательный компонент включает в себя не только знания, но и в большей степени сформированность учебной деятельности, навыков самоорганизации.
- Личностный компонент характеризуется наличием у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей осознанно выстроить стратегию деятельности на экзамене.
- Процессуальный компонент включает в себя знакомство с процедурой проведения ГИА, навыки работы с тестами, владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием (саморегуляция, релаксация).
Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у учащихся сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности, неустойчивой самооценке, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства, в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.
Эффективным средством в ситуации стресса является использование способов саморегуляции и мобилизации ресурсов организма.
Система работы с учащимися в период подготовки к ГИА
Цель – создание условий для овладения обучающимися методами и приемами психологической подготовки к ГИА.
Задачи:
- знакомство учащихся с процессуальными особенностями ГИА, возможными способами подготовки к нему;
- выработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и сдаче ГИА;
- повышение учебной мотивации старшеклассников;
- повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;
- обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;
- знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции.
Алгоритм работы с учащимися 11-х и 9-х классов
1 этап – диагностико - аналитический (сентябрь-октябрь) – проведение промежуточной диагностики, обработка и анализ данных.
2 этап - актуализация полученных знаний и целеполагание (ноябрь). На данном этапе проводится совместное проектирование деятельности в 11 классе. Используется метод проектов «Как я буду готовиться к ЕГЭ», где учащиеся выделяют отдельными этапами самостоятельную работу по предметной и психологической подготовке к ЕГЭ, возможное участие в ней психолога, учителей, классного руководителя, родителей.
3 этап – тренинг с погружением (январь, февраль, март). Первый уровень: обсуждение итогов реализации программы в течение полугодия, успехов и неудач, путей выхода из них. Второй уровень: (работа в группах по направлениям): актуализация знаний по релаксации, НЛП, обсуждение возможностей их использования в период экзамена, выработка позитивного настроя на экзамены, адекватной самооценки.
4 этап – «мгновенная помощь» (непосредственно перед экзаменом и во время него). Возвращение в ресурсное состояние с помощью психолога и самостоятельно. Использование памяток «как мне действовать на экзамене?».
5 этап – итоговый аналитический (после сдачи ГИА). По окончании экзаменов выпускники заполняют опросник «Итоги ГИА». Психолог проводит анализ результатов сданных экзаменов.
Реализация алгоритма предполагает возможность обучающимися на любом из её этапов получить консультацию психолога.
Эффективнее работу с учащимися начинать с 10 класса. Необходимость двухгодичной подготовки к ГИА вызвана следующими факторами:
- в 10 классе школьники не так загружены предметной подготовкой к ГИА, как в 11-м классе, и у них есть время для занятий с психологом;
- длительная, сочетающая в себе различные формы и методы подготовки к ЕГЭ дает возможность более осознанно, рефлексивно отнестись к приобретенным в её ходе знаниям, умениям, техникам, позволяет оказать более существенное влияние на такие устойчивые характеристики личности, как мотивация, самооценка, тревожность;
- есть возможность неоднократного использования полученного опыта на практике (пробные ГИА);
- результаты промежуточной диагностики позволяют корректировать способы деятельности, изменять структурные элементы программы.
Работа с учащимися 10 класса
1 этап – диагностический (сентябрь): сбор данных о запросах различных категорий участников образовательного процесса по данной проблеме и проведение диагностических исследований с учащимися.
2-й этап – аналитический (октябрь): обработка и анализ полученных данных, выделение основных групп трудностей у выпускников и учет запросов других участников образовательного процесса с целью адресности психологической подготовки – выделение и классификация обучающихся групп риска, составление программы дальнейших действий.
3-й этап – реализация программы (ноябрь - февраль). Предполагается проведение занятий психологом с учащимися по результатам проведенной диагностики. Проводятся занятия на ознакомление с процедурой ЕГЭ, со стратегиями поведения на экзамене и на выработку индивидуальной стратегии, стиля деятельности на основе учета индивидуальных особенностей. На занятиях происходит знакомство с методами саморегуляции, способами эффективной деятельности. Итогом работы могут быть составленные учащимися памяток «Как я готовлюсь к ЕГЭ», «Мои индивидуальные особенности», «Мой стиль учебной деятельности». Важно затем познакомить с содержанием этих памяток педагогов-предметников для выработки единой стратегии.
Параллельно идет работа с учащимися «группы риска»: перфекционисты (отличники), тревожные, неуверенные дети, учащиеся, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации, астеничные, гипертимные. Общим для всех является модуль по снижению тревожности в стрессовой ситуации, поиск сильных сторон учащихся группы, использования внутренних ресурсов для выработки индивидуальной стратегии деятельности на этапе подготовки и самом экзамене.
4 этап – пробная реализация полученных знаний и стратегий деятельности (март - май). Это происходит на контрольных работах в формате ЕГЭ, на предметных олимпиадах. Главное - попробовать индивидуальные стратегии деятельности на практике, применить памятки, накопить материал для последующей рефлексии.
5- й этап – рефлексивный (июнь), включает в себя объективную диагностику и рефлексию итогов работы за год в форме погружения («Что усвоили? Что получилось?, Что забыли? В чем обнаружились трудности? Над чем предстоит работать в 11-м классе?»)
Опросник «Итоги ЕГЭ»
Инструкция: выберите из предложенных вариантов тот ответ, который наиболее точно соответствует вашему мнению.
- Охарактеризуйте ваше состояние на пробном ЕГЭ:
- я совершенно не волновался;
- я волновался, но вспомнил и применил техники борьбы с волнением, поэтому смог справиться с собой;
- я сильно переживал по поводу того, что не справлюсь с заданиями, и это помешало мне хорошо выполнить ЕГЭ.
- Определите, каким образом вы действовали на пробном экзамене:
- с самого начала действовал в соответствии со стратегией, выработанной в процессе подготовки к нему;
- сначала я забыл о том, как необходимо действовать, и выполнял задания хаотично, но потом вспомнил об этом и перестроил свою работу;
- действовал по ситуации, не придерживаясь определенной стратегии деятельности.
- Предположите, насколько успешно вы выполнили экзаменационные задания:
- выполнил ЕГЭ успешнее, чем планировал, легко справился с заданиями, рассчитываю на более высокую сумму баллов, чем предполагал ранее;
- думаю, что выполнил те задания, которые были мне по силам, получу сумму баллов, на которые рассчитывал;
- задания оказались сложнее, чем ожидал, сумма баллов будет ниже, чем планировал заранее.
- Все ли вы знаете о процедуре ЕГЭ:
- знал все, во время экзамена не возникло непредвиденных ситуаций;
- мне нужно ближе познакомиться с процедурой ЕГЭ;
- некоторые моменты экзамена были неожиданны, не знакомы.
- Ваши выводы после пробного экзамена:
- ЕГЭ показал, что я хорошо подготовлен и по предмету, и психологически, отчетливо понимаю, что и как нужно делать вовремя экзамена;
- мне не хватило предметных знаний, необходимо заниматься дополнительно, чтобы ликвидировать пробелы по отдельным темам;
- у меня возникли проблемы психологического характера, я нуждаюсь в психологической подготовке к ЕГЭ.
Оценка результатов исследования
Оценка результатов производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о готовности к ЕГЭ.
Каждый ответ под номером 1 оценивается в 1 балл, номер 2- в 2 балла, номер 3 – в 3 балла.
Суммарная оценка:
- 5-7 баллов – высокий уровень психологической готовности к экзаменам;
- 8-12 баллов – средний уровень готовности, требуется уточнить некоторые моменты подготовки;
- 13-15 баллов – низкий уровень готовности, необходима систематическая подготовка к ЕГЭ.